Самый главный вопрос обучения: как научить ребенка, любого ребенка, наукам при классно-урочной системе обучения. Чтобы найти ответ на вопрос «как», надо сначала ответить на многие «почему». Почему у одного и того же учителя одни дети усваивают материал, а другие — нет? Почему одни дети внимательны на уроке, а другие отвлекаются? Почему ребенок не может дома самостоятельно решить задачу, хотя подобную решали в классе? Почему дети не решают задачи? Почему не любят выходить к доске? Почему процесс получения новых знаний не радует их? Почему к 5 классу исчезают детские «почему»? «Дети приходят в школу, как вопросительные знаки, а уходят, как точки», — писал Нейл Постман в книге «Преподавание как подрывная деятельность».
Истинное усвоение знаний не сводится к простому запоминанию информации. Усвоенные знаний предполагает эффективное использование этой информации, для чего необходимо их органическое усвоение. А это возможно только при условии самостоятельной работы по переработке информации. И лучше, чтобы такая работа начиналась уже в процессе накопления этой информации, ее добычи. Тут напрашивается другой способ получения информации, не пассивный, а активный, при котором работает не только и не столько память, сколько мысль познающего. Можно легко предположить, что обучающийся активным способом получения знаний, помимо прочего, гораздо легче может стать творческой личностью, чем при традиционном способе. Работа по традиционной схеме: учитель объясняет, ученик слушает (или не слушает?), дома читает (или не читает?) учебник, т.е. учитель — ученик — учебник (до учебника часто дело не доходит) — зачастую не приносит желаемых результатов. И мы теряем способных учеников, которые приучаются бездельничать. |