Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт МБОУ "СШ №25" ГО ЗАТО Свободный

Меню сайта
Горячая линия
Горячая линия
Учиться побеждать!
Золотое сечение
Горячая линия
Горячее питание
Горячая линия
Внимание!
внимание
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Погода
GISMETEO: Погода по г.Нижний Тагил

Секреты мастерства

Методические приемы для формирования мотивации учения школьников.

1. Приемы деятельности учителя, способствующие формированию мотивации в целом.

Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, а именно:
– включение учеников в коллективистические формы деятельности;
– привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;

– сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность;
– поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы;
– занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыты);

– умелое применение поощрения и наказания.

2. Специальные задания на упрочение отдельных сторон мотивации.
Учителю необходимо предусмотреть систему мер (ситуаций, заданий, упражнений), направленных на формирование отдельных аспектов внутренней позиции ученика по отношению к учению. Предлагаемые школьникам задания в соответствии с их направленностью можно сгруппировать следующим образом:

а) укрепление и развитие обучаемости учеников (поощрение готовности к сотрудничеству, открытости к педагогическим воздействиям, укрепление собственной позиции и стремления к осуществлению собственного выбора);

б) создание ситуаций выбора для укрепления и осознания мотивов, собственной субъективной позиции;

      в) обучение целеполаганию в учении (укрепление самооценки и адекватного уровня притязаний, способности реально оценивать поставленные цели, активизировать свои возможности);

      г) устойчивость целей и упорство в их реализации. (Преодоление помех и препятствий в процессе учебной деятельности, решение сверхтрудных задач, постановка и реализация близких и дальних целей, поведение в необязательных ситуациях).

3. Формирование мотивации на отдельных этапах урока.
Деятельность учеников обязательно должна иметь психологически полную структуру – понимание и постановку учениками целей и задач; выполнение действий, приемов, способов; осуществление самоконтроля и самооценки.
Соответственно выделяются следующие этапы формирования мотивации:
       – этап вызывания исходной мотивации (побуждение к новой деятельности, подчеркивание предыдущих достижений, вызвать относительную неудовлетворенность чем-то из предыдущей деятельности, усилить акцент на предстоящей работе, удивить, заинтересовать);

– этап усиления и подкрепления возникшей мотивации (интерес к нескольким способам решения задачи, к формам сотрудничества, разным видам деятельности, поддержание разного уровня трудности заданий, подключение учащихся к самоконтролю);

– этап завершения урока (подчеркнуть положительный личный опыт каждого ученика, подкрепление ситуации успеха, дифференцированная оценка труда, определение трудностей и выбор путей их преодоления).

4. Группа заданий, обеспечивающих индивидуальный подход к формированию мотивации "отставших детей”.

Эта работа включает следующие направления:
      – восстановление положительного отношения к учению и отдельным предметам (решение доступных задач, создание ситуаций успеха, создание условий для переживаний успеха, поддержание уверенности в ученике); преодоление "выученной беспомощности” как следствие длительных неудач;
      – ориентация на процесс, а не на результат учебной деятельности (составление планов своей работы, связывание отдельных действий в систему, усиление адекватных критических суждений ученика, ориентация на предыдущие успехи обучаемого);

– укрепление собственно умения учиться (расширение запаса знаний, устранение пробелов в знаниях, обучение выполнению действий по инструкции и в последовательности, опора на наглядность, планы, схемы, проговаривание своих действий).

Следует особо подчеркнуть, что развитию мотивационно-познавательной сферы учащихся способствует умелое сочетание различных методов, средств и организационных форм, используемых учителем при обучении. Педагогу необходимо уметь оптимально соотносить между собой функции, выполняемые той или иной группой методов ("живое созерцание” при наблюдении, абстрактное мышление при использовании словесных методов, осуществление практических действий), характер содержания изучаемой темы, возможности учащихся в усвоении материала с тем, чтобы отобрать те методы и средства обучения, которые позволят в данных условиях формировать учебно-познавательную мотивацию и достигать поставленных целей. Исходя из потребностей мотивационного обеспечения учебного процесса, можно использовать следующий вариант классификации методов обучения и их дидактических характеристик.

I. Информационные методы обучения:

беседа, лекция, рассказ, консультация, демонстрация, экспертиза, доклад, обзор, отчет, объяснение, речь, иллюстрация, сообщение, кинопоказ, инструктаж, анализ различных носителей информации, экскурсии, интервью, встречи с именитым гостем,

Пути формирования мотивации:

исторический ракурс, яркие инженерные факты, биографии ученых, возбуждение внимания, практическая необходимость материала для специалиста и его ценность для интеллектуального развития, удивление, возбуждение, любопытство, задействование ассоциативной памяти, эмоции, дискуссия, умение общения.

II. Операционные методы:

работа с учебниками, опорными схемами, мнемониками, алгоритмами, ориентировочными карточками, поэтапное формирование знаний, практические методы, упражнения, лабораторные работы, "делай так, как я", тренинг, программирование обучения, эксперимент, самостоятельная работа.
Пути формирования мотивации:

создание ситуации, авансирующей успех, работа на будущие цели, стремление к цели, внимание к содержанию, поощрение, предъявление учебных требований, групповая работа, самостоятельное достижение результата, критика и самокритика, составление планов, анализ случаев из практики, человеческая ценность знания.

III. Творческие методы обучения:

анализ конкретных ситуаций, беседа по Сократу, деловая игра, деловая корзина, форум, обсуждение вполголоса, "думай и слушай”, инновационная игра, лабиринт действий, метод аперцепции-интеракции, "мозговая атака”, панельная дискуссия, программа саморазвития, студия активного случая, эвристика, метод контрольных вопросов, метод проб и ошибок, творческий диалог, проблематизация, метод "круглого стола”, имитационная игра, проектирование и т.д.

Пути формирования мотивации:

создание познавательных противоречий, проблемно-поисковых ситуаций, эмоциональный настрой, учение, основанное на деятельности, любознательность, анализ событий, разрешение инцидентов и конфликтов, исследование обстоятельств, игровой азарт, ролевая игра, использование ЭВМ, самоанализ деятельности, рефлексия, реакция преподавателя и аудитории, коллективный поиск, похвала, знание о возможностях, финансирование, профессиональная необходимость, ожидание.

IV. Методы контроля и обратной связи:

семинар, коллоквиум, конференция, симпозиум, зачет, экзамен, защита курсовых работ, выпускная работа, доклад, реферат, дневник практики, текущий, рубежный и итоговый контроль, анкетирование, викторина.
       Пути формирования мотивации:

закрепление полученных знаний, доведение их до уровня навыков и умений, ретроспективный анализ, соревновательность, положение в группе, рейтинг, хит-парад, качество достигнутых результатов, переход от контроля к самоконтролю, ценность контролируемых характеристик, открытость диагностики, достижение поставленных целей, количественные критерии уровня знания, достижения в области интеллектуального развития, оценка своей деятельности и деятельности товарищей, вознаграждения, удовлетворение.
           Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности, через реализацию и посредством которого возможно формирование учебной деятельности школьников в целом.
Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых; через содержание формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного, в том числе интеллектуального развития ребенка; с помощью побуждающих функций средств в педагогической коммуникации актуализируются и осваиваются учебные ситуации; систематический контроль за учебной деятельностью и его результаты используются для формирования ответственности и принятия корректирующих решений.

 

Источник: http://scholar.urc.ac.ru/Teachers/Classes/School_50/study.html М.Лукьянова,   зав.лабораторией психолого–педагогической и социологической диагностики ИПК и ПРО Ульяновской области.

 

Горячее питание
Внимание!
Прием в 1 класс
Защита данных
Защита персональных данных
Детям, родителям
Телефон доверия
Рекомендуем
Телефон доверия
Семья Победы
"Офицеры России"
Защита персональных данных
Внимание!

"Уважаемые родители! По вопросам незаконных сборов денежных средств с родителей обучающихся Вы можете обратиться: - телефон доверия администрации ГО ЗАТО Свободный - 5-84-91; - телефон доверия МБОУ "СШ № 25" - 5-81-15". Сайт администрации Официальный сайт ЗАТО Свободный.
Сайты учителей
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Календарь

ousv25@mail.ru Сайт МБОУ "СШ № 25", ГО ЗАТО Свободный © 2024