На результаты ЕГЭ влияют:
- уровень предметной подготовки;
- уровень тестовой культуры выпускника;
- психологическая готовность демонстрировать сформированные знания и умения в непривычной обстановке.
В психологии существует понятие «тестовая искушенность» - любой испытуемый, который подвергается тестированию, имеет определенные преимущества по сравнению с теми, кто проходит тестирование в первый раз. Эти преимущества складываются из ранее определенного чувства неизвестности, сформировавшейся уверенности в себе, сложившегося отношения к тестовой ситуации, навыками работы с тестовыми заданиями, осознания сходности принципов решения задач в определенной группе тестов.
Задачи учителя:
· адекватная оценка в течение учебного периода знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
· не «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности, а организация системной продуманной работы в течение всех лет обучения предмету (должна быть преемственность между учителями-предметниками и периодом обучения);
· индивидуальное выполнение самими учителями экзаменационных работ ЕГЭ по предмету с последующей фиксацией возникающих при выполнении заданий трудностей;
· проведение анализа собственных затруднений при выполнении заданий и наметить пути их устранения, используя таблицу 1;
Таблица 1.
Мои затруднения при выполнении заданий |
Пути устранения возникших трудностей |
По содержанию Другие |
|
· составление плана собственной работы по подготовке обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ в процессе преподавания предмета;
· проведение обсуждения этих планов со всеми участниками образовательного процесса;
· проведение практикумов, целью которых является прогнозирование и предупреждение возможных ошибок учащихся, определение методических приемов по предупреждению этих ошибок (групповая работа учащихся);
· анализ результатов собственных, муниципальных, региональных, федеральных тестирований. Анализ результатов:
- Выявляет уровень предметной подготовки .
- Выявляет уровень тестовой культуры выпускника.
- Психологическую готовность учащихся демонстрировать сформированные знания и умения в непривычной обстановке (в условиях ЕГЭ).
- Способствует совместному планированию выступлений педагогов и психолога школы.
- Презентацию имеющегося у педагогов-предметников опыта.
Знакомство учащихся с процедурой ЕГЭ
Успешность сдачи экзамена намного зависит от того, насколько знакомы учащиеся со специфической процедурой экзамена. Возможны следующие формы работы для ознакомления учащихся с процедурой ЕГЭ:
1. Просмотр видеозаписи процедуры экзамена (постановочный вариант) с последующим обсуждением общей ситуации экзамена:
1) обстановки в школе и классе, процесс регистрации учеников, предъявление паспорта, размещение учеников за партами и т.д.;
2) начало экзамена: чтение инструкции, запись на доске времени начала и окончания экзамена и т.д.;
3) раздача конвертов с материалами экзамена;
4) начало работы: заполнение бланков и т.д.
2. Игра-драматизация – проигрывание процедуры экзамена на знакомом материале (юмористическом или общеизвестном).
3) Игра-задание о процедуре и правилах ЕГЭ.
Рекомендации для педагогов
- Создание стабильной эмоциональной обстановки в классе:
- Класс должен быть чистым, ухоженным, желательно с комнатными растениями. Наличие зелени помогает человеческому глазу отдохнуть и расслабиться. Кроме того, зеленый цвет благотворно, успокаивающе влияет на психику человека.
- Школьные столы должны соответствовать возрасту обучающихся, удобно располагаться и хорошо освещаться.
- Температура воздуха в классе должна быть умеренной, но если в помещении недостаточно тепло, детей следует предупредить об этом и предложить им одеться теплее, т. к. экзамены могут длиться более 3-х часов.
- Хорошо, если в классе будет висеть картина в желто-фиолетовых тонах –такое цветовое «пятно» благотворно повлияет на творческую активность школьников.
· Формирование позитивного психологического настроя во время экзамена:
- Начало любого контакта – это, прежде всего, улыбка, доброжелательные интонации в голосе, внимание к каждому присутствующему.
- Одежда учителя-организатора экзамена не должна быть вызывающей (яркой, экстравагантной), чтобы не отвлекать обучающихся.
- Словесные установки учителя должны повышать уверенность учеников в себе – чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность того, что он сделает ошибку.
- Наблюдайте за самочувствием ребенка, постарайтесь вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.
- Овладевайте сами приемами краткой и эффективной мышечной релаксации и рекомендуйте детям приемы успокаивающего дыхания.