15 |
Спиридонова О.В. |
Преподобный Нестор Летописец |
Работая над проектом «Нестор летописец», мы решили выяснить, как историки узнали о прошлом нашей Родины. В ходе работы мы узнали о жизни в те далекие времена и какой вклад в историю внесли летописи Нестора. На макете мы изобразили келью монаха Нестора, которая была вырублена в пещере, где в уединении он описывал события своей эпохи. Преподобный Нестор летописец родился в пятидесятых годах 11 века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию стал послушником, а потом монахом. Преподобный Нестор говорил: «Великая бывает польза от учения книжного, книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость…». В 80-х годах он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба». Тогда же преподобный Нестор составил и «Житие преподобного Феодосия Печерского». Но главным подвигом жизни преподобного Нестора все же было составление к 1112—1113 гг. «Повести временных лет». Наше исследование доказало, что Нестор определенно был русским патриотом, о чем можно судить хотя бы о тех событиях, которым он посвятил страницы своего повествования. Он рассказывает о первом упоминании русского народа в церковных источниках. о создании славянской грамоты святыми равноапостольными «учителями словенскими» Кириллом и Мефодием. Именно от него мы узнаем о Крещении святой равноапостольной Ольги.Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве, о подвиге святых варягов-мучеников, о «испытании вер» святым Владимиром и Крещении Руси. Для нас русская летопись – неисчерпаемый источник сведений по истории нашей страны, сокровищница знаний. |
|
16 |
Суюндукова Р.И. |
Хозяйка медной горы |
|
|
17 |
Чапурина Е.П. |
Городецкая роспись Лебедев Игнатий Клементьевич |
Городецкая роспись по дереву знаменитый народный промысел Нижегородского края. Она получила развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях, близ Городца. Основными элементами Городецкой росписи являются точки, скобки, круги, дуги, капли, спирали, штрихи. В ходе создания узора происходит нанесение элементов на поверхность изделия. Известным мастером являлся Лебедев Игнатий Клементьевич (1863 - 1943 гг). Родился он в деревне Косково Городецкого района, в местах знаменитых своими народными мастерами. Он считается одним из лучших народных художников Городецкой росписи. Лебедев расписывал прялки, тарантасы, ширмы, разделочные доски, мебель, писал картины, иконы, панно.. . Мы, участники проекта, расписали разделочные доски. Вместе с нами в проекте участвовали наши родители. Родители вырезали нам доски, а мы расписывали их в технике «Городенская роспись», как это делал Игнатий Клементьевич. На занятиях по долгосрочному проекту мы знакомились с историей возникновения народных промыслов, ремёсел. Учились писать различные узоры, виды росписей по элементам, затем составляли по элементам различные композиции. В результате мы выяснили, что Городецкая роспись является культурным наследием русского народа. Она впитала в себя эстетические и художественные традиции наших предков и заняла достойное место в художественном мире, став национальным достоянием русского народа. |
|
18 |
Шаманова И.А. |
Земляки – изобретатели Черепановы
|
Изобретатели-самоучки крепостные Ефим Алексеевич Черепанов и его сын Мирон происходили из приписных крестьян Выйского завода. Ефим Алексеевич, будучи плотинным мастером, в 1820 г. своим «искусством и усердием» построил первую паровую машину, приводившую в движение токарный станок и заменившую труд двух человек. Среди почти 25 устройств, сконструированных позднее уральским умельцем с помощью сына, были рукоподъемные, водоотливные, винторезные, строгальные и золотопромывочные машины. Они же в 1834 году на Выйском заводе, который входил в состав Нижнетагильских заводов Демидова, построили первый паровоз. Отец и сын Черепановы построили его целиком из отечественных материалов. В обиходе тогда еще не существовало этого слова, и локомотив назвали «сухопутным пароходом». Вес паровоза Черепановых составлял 2,4 тонны. С грузом в 3,5 тонны, паровоз развивал скорость в 15 км/ч. Для перевозки запасов угля и воды, применялась специальная тележка - тендер. У паровоза было две пары колес одинакового размера. Ведущими была только одна пара. Для первого паровоза Черепановых, была построена дорога с чугунными рельсами. Длина дороги составляла 835 метров. За конструирование и постройку различных машин Ефим Черепанов в 1833 г. был награжден серебряной медалью на Анненской ленте. Он и его жена и сын получили вольную. |
|
19 |
Склярова (Шапенкова) А.А. |
П.П. Бажов – «певец Урала» |
В уральской деревне, что близ Полевского завода, жил парнишечка Павлушка Бажов, Петров сын. Богатый край! А народ на Урале жил бедно. С давних пор стояли тут заводы. Хозяева заводов были богатыми людьми, а простой народ от зари до зари трудился в шахтах, у плавильных печей да в гранильных мастерских, где наводили красоту на дикий уральский камень. Бывало, под вечер соберутся старики и давай байки рассказывать: про каменный цветок, про Малахитницу да её чудеса. Слушал Павлуша тайные сказы, запоминал. Как вырос, так сам мастером стал. Да не по горному делу, не по малахитному. Начал он сказы сочинять, словно узор слов плести. Павел Петрович Бажов своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народаГлавная тема бажовских сказов – простой человек и его труд, талант и мастерство. Самым известным стал его сказ “Медной горы Хозяйка, с которой встречается мастер Степан из сказа Малахитовая шкатулка. |
|
Основная школа |
||||
20 |
Балтаг О.И. |
Михаил Васильевич Ломоносов – великий русский учёный |
М.В.Ломоносов справедливо считается крупнейшим ученым, вставшим в один ряд со знаменитыми европейскими исследователями. В июле 1754 года на конференции Академии наук М.В.Ломоносов «показал изобретенную им машину, называемую аэродинамической (воздухобежной)». С ее помощью Ломоносов предполагал поднимать высоко в небо приборы для измерения температуры и давления и исследовать верхние слои атмосферы. Это была первая в России действующая модель геликоптера (вертолета). Она поднималась на небольшую высоту и наблюдавшие опыт члены Академии пришли в полнейший восторг от демонстрации прибора. Ломоносов разработал основы аэродинамики, возникшей как наука только в конце XIX столетия. Чтобы избежать вращения корпуса модели, Михаил Васильевич нашел гениально простое решение, которое до сих пор является одним из классических способов погашения реактивного момента на вертолетах. «Аэродромическая машинка» М. В. Ломоносова имела два винта, вращающихся в противоположные стороны. И если реактивный момент от одного винта стремился вращать корпус машинки в одну сторону, то реактивный момент от второго винта стремился вращать корпус ее в другую сторону. А они как винты были одинаковы и вращались с равным числом оборотов, то их реактивные моменты были равны и, следовательно, гасили друг друга. Корпус машинки в этом случае при полете оставался неподвижным. Идея выполнить модель первого вертолета пришла к нам сразу же, как только мы нашли сохранившееся описание этого летательного аппарата и его рисунок. Нам пришлось самим выполнять чертежи для постройки модели, переделывать и подгонять уже выпиленный заготовки. Осваивать работу на специальном оборудовании и учиться работать в новой программе CorelDRAW. Результат нашей работы перед вами. |
|
21 |
Белоусов В.Н. |
Автомат Калашникова |
Михаил Тимофеевич Калашников — российский конструктор стрелкового оружия. В 1938 году он был призван в ряды Красной Армии, где и проявил себя как изобретатель. В 1944 году Михаил разработал образец самозарядного карабина, который, хотя и не пошел в серию, в будущем послужил прототипом для создания автомата. Первый образец автоматического оружия изобретатель создал в 1946 году. Он постоянно работал над усовершенствованием своего автомата, стремясь упростить его конструкцию и приспособить под технологические требования промышленности. В 1949 году автомат был принят на вооружение Советской Армии под названием «7,62-мм автомат Калашникова образца 1947 года». Весь мир признав превосходство Российского оружия, поставил его на вооружение своих армий, а изображение автомата Калашникова находится на гербах некоторых стран, как символ борьбы за независимость. |
|
22 |
Березнева Ю.Г. |
«Золотой» вратарь Лев Яшин |
Яшин Лев Иванович (1929-1990) - русский спортсмен, футболист (вратарь), чемпион Олимпиады 1956 года, чемпион Европы, СССР. Заслуженный мастер спорта, один из лучших голкиперов XX века. Родился Лев Яшин 22 октября 1929 года в Москве в семье рабочих. Во время Великой Отечественной войны был 12-летним ребенком и был отправлен в эвакуацию. Там, в Ульяновске, будучи практически ребенком, отправился работать на завод. Перед окончанием войны вернулся домой, в Москву. В тяжелое послевоенное время не было разнообразия детских развлечений и Лев, как и все подростки, играл в футбол. Лев Яшин - лучший вратарь советского и мирового футбола за все годы. По количеству выигранных медалей - рекордсмен среди советских футболистов. Он был первым вратарем в советском футболе, кто провел сто игр «на ноль» (не пропустил ни одного мяча). |
|
23 |
Блинова И.В. |
Он сказал: «Поехали …» (Ю. Гагарин) |
В 2016 году исполняется 55 лет со дня первого полета человека в космос. Свой проект мы назвали «Он сказал, поехали!» и посвещеннои великому человеку Юрию Алексеевичу Гагарину. 12 апреля 1961 года Ю. А. Гагарин совершил первый в мире полет в космос. Звание Героя Советского Союза присвоено 14 апреля 1961 года за героический подвиг — первый полет в космос, прославивший нашу социалистическую Родину, за проявленные мужество, отвагу, бесстрашие и беззаветное служение Советскому народу, делу коммунизма, делу прогресса всего человечества. Наш проект это – макет ракеты «Восток», на которой Юрий Алексеевич, совершил свой первый полет. Так же чемоданчик с провизией космонавтов. |
|
24 |
Борисихина Е.Л. |
«Славянская буквица» Кирилла и Мефодия
|
… Из древней тьмы на мировом погосте звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! И. А. Бунин Став участниками долгосрочного проекта «Отчизны верные сыны» мы долго рассуждали, какой же проект представить и как его представить. И потом пришла идея: а почему бы не создать «Славянскую буквицу», мы живем в России, говорим по-русски, а как появился русский алфавит, слова и все остальное. Началось наше путешествие в прошлое во времена Кирилла и Мефодия, «Повести временных лет» о начале славянской письменности. От нашего главного свидетеля первоначальной истории Руси — «Повести временных лет» — мы узнаем, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами: «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их». И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей (в честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл). Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведёт своё начало славянская письменность. |
|
25 |
Васильева О.А. |
Самолёт Можайского |
Первым в 19 веке кто построил и приступил к испытаниям самолета стал наш соотечественник Александр Можайский. Александр Федорович Можайский русский морской офицер-изобретатель. Видимо к идее своего аппарата Можайский пришел во время морских походов. В плавании он мог наблюдать как ветер действует на паруса, как птицы не делая взмахов крыльям парят в воздухе Как видим самолет Можайского представлял собой моноплан. В привилегии особо отмечалось, что крылья снаряда делаются неподвижными. В движении он должен был приводится тремя воздушными винтами, которые вращались паровыми машинами. Морской офицер Можайский хорошо знал принцип работы гребного винта в воде. Свои знания он применил и при расчете винта воздушного. В воздухе аппарат должен был управляться с помощью хвостового оперения. Фюзеляж напоминал собой лодку. Видимо и здесь сказалась морская подготовка изобретателя. Собственно эта часть конструкции и называлась – лодка. Лодка служила для размещения грузов, людей и паровых машин .Для движения по земле у самолета имелось четырехколесное шоссе. Большинство признаков современного самолета на лицо. Длина аппарата составляла 23 метра. Примерно таким был и размах крыла. Масса самолета 1250кг.Мощность паровых машин-30 лошадиных сил. Этого было не достаточно для успешного полета. Дерзнув, Можайский бросил вызов времени и опередил его. Слабые двигатели тех лет не позволили ему осуществить его идею. Не все было в порядке и с аэродинамикой машины. Вклад Александра Федоровича Можайского в мировую авиацию неоценим. Можайский признан первым авиаконструктором. Ему удалось построить и довести до стадии летных испытаний летательный аппарат тяжелее воздуха и не просто аппарат, а то что сейчас мы называем самолетом. |
|
26 |
Власова Н.П. |
Нано технологии в постиндустриальной России |
|
|
27 |
Горбунова Е.В. |
Велосипед Артамонова |
Артамонов Е. М. (1776—1841), русский изобретатель, крепостной. Работал слесарем на Нижнетагильском заводе. Родился Ефим в 1776 году в семье специалиста по строительству барж, и уже мальчиком стал помогать отцу. Когда ему было 14 лет, отца его отправили на Старо-Уткинскую пристань на Чусовую, где строили баржи для сплава чугуна и железа, а Ефима послали на демидовский Нижнетагильский завод, где готовили металлические крепления. Ему часто приходилось ходить пешком из Нижнего Тагила на Старо-Уткинскую пристань, покрывая только в один конец 80 верст. Тогда-то, видимо, и появилась у него мысль о постройке самоката.Спустя десять лет «холоп Ефимка сын Артамонов розгами бит за то, что в день Ильи пророка года 1800 ездил на диковинном самокате» по улицам и пугал встречных лошадей, которые на дыбы становились, на заборы кидались и «увечья пешеходам чинили немалые». Этот год и следует считать годом изобретения самоката - прототипа современного велосипеда. |
|
28 |
Горбылева Н.Б. |
Уральский характер |
Заболевание опорно-двигательного аппарата - одна из серьезнейших проблем здравоохранения не только на Среднем Урале, но и в мире. Примерно 6,5 тысяч больных стоит в листе ожидания, ежегодно в регионе появляется примерно две тысячи вновь выявленных больных. Поэтому Владислав Тетюхинсоздает Уральский клинический лечебно-реабилитационный центр в Нижнем Тагиле, клинику для народа…Для строительства этого центра бывший совладелец «ВСМПО-Ависма» продал все свои акции и вложил 3,3 мрд.рублей на его строительство. С 2014 года в центре ежегодно делают до 7000 операций. За реализацию проекта журнал Forbes признал его одним из лауреатов в номинации «Филантроп года». «Наша прибыль - не рубли, а люди» - подчеркивает постоянно |
|
29 |
Гладких Т.Н. |
Отчизны верные сыны |
Сегодня в государстве остро встает вопрос о воспитании, нравственности, патриотизма, исторической памяти, культурного наследия нашей страны, родного края. В крупных городах существуют различные музеи, организуются выставки. Наша школа идёт в ногу со временем. На протяжении трех лет в школе реализуется долгосрочный проект «Отчизны верные сыны»: 2013 - 2014 – война 1812 года и декабристы «… И подвиг нынешней Руси да будет будущему в память …» 2014 - 2015 – музей проживания «Судьба человека» к 70-летию ВОВ 2015 – 2016 – гранд-макет «Отчизны верные сыны» (научные открытия Великих людей России) Третий этап посвящен выдающимся людям России, которые внесли особый вклад в становление, процветание и развитие нашего государства. Определение разделов грат-макета осуществлялся по выбору руководителя и участников проекта. Гранд-макет проекта «Отчизны верные сыны» выполнен в разных техниках: скрапбукинг, коллаж, макетирование, бумагопластика, макетирование с элементами живописи, живопись, кинетическое макетирование, архитектурное макетирование, папье-маше, декупаж. Пространственные и глубинные композиции гранд-макета соответствовуют той исторической эпохе, в которой жили и работали исторические личности. Одним из условий для проектирования являлось использование доступных материалов. |
|
30 |
Гуря Н.В. |
Велосипед Артамонова |
Для всех нас велосипед — это что-то изначально существующее, абсолютно простой механизм. А ведь мало кто задумывается об истории велосипеда, о том, что когда-то люди даже мечтать не могли о таком средстве передвижения. Создателем первого в мире двухколесного велосипеда считается Ефим Михеевич Артамонов. Спустя десять лет«холоп Ефимка сын Артамонов розгами бит за то, что в день Ильи пророка года 1800 ездил на диковинном самокате» по улицам и пугал встречных лошадей, которые на дыбы становились, на заборы кидались и «увечья пешеходам чинили немалые». Этот год и следует считать годом изобретения самоката - прототипа современного велосипеда. Исследуя, мы выяснили, то самокат Артамонова был железный, имел два колеса, расположенных одно за другим. Переднее колесо было почти в два раза больше заднего. Крепились они изогнутой металлической рамой. Самокат двигался благодаря движению ног. Необходимо было поочередно нажимать на педали, которые располагались на переднем колесе.В 1801-м году Артамонов решает совершить на своем изобретении поездку в Санкт-Петербург. Несмотря на все неудобства, которые испытывал Ефим во время своего путешествия, изобретатель был весьма настойчив. Артамонов все-таки проехал на своем изобретении до Петербурга, а затем сразу же направился в Москву. За этот отважный поступок его наградили 25 рублями и вручили ему вольную. После этого Ефим Михеевич благополучно возвратился в родной Нижний Тагил. В 1802 было множество экземпляров изобретения Артамонова, и многие рабочие хотели повторить поступок Ефима. Но демидовские приказчики были не согласны, и было решено уничтожить все экземпляры самокатов. После таких мер полезное изобретение талантливого крепостного было всеми забыто. Однако, несмотря на неоднократное совершенствование конструкции велосипеда, основной принцип его действия был таким, каким придумал его Артамонов. |
|
31 |
Залипа В.А. |
Альтернативные источники энергии и ветрогенератор
|
Сегодня, когда экологические проблемы постепенно становятся одной из главных забот человечества, использование разных источников энергии рассматривается не только с точки зрения их мощности и экономичности, но и влияния на окружающую среду. В ходе исследования мы узнали, что история ветрогенераторов начинается еще в Древнем Египте. Еще в 3500 году до н. э. ветровые двигатели начали использоваться исключительно для подъема воды или размола зерна. Но время двигалось, и люди начали задумываться о ветре как об источнике дешевой электроэнергии. В 1890-м году в Дании возвели первый в мире (ветроэлектрическую установку или сокращенно ВЭУ), цель которой – производить электричество. В 1920-30 г. в Австралии и США тоже начали производство ветрогенераторов, а в 1937 в Крыму возвели самую крупную на тот момент ВЭУ в мире!Ответственным за строительство и ввод в эксплуатацию стал «Народный комиссариат электростанций и электропромышленности СССР» и его руководитель - Михаил Первухин. Она действительно была большой, но весь ток, вырабатываемый ею, не превышал даже 100 кВт мощности.Мы хотим представить вам модель той самой ветроэлектрической установки. Наша модель - действующая, и если мы направим поток воздуха на лопасти генератора, то он будет вырабатывать ток и питать лампы на столбах и в доме. (демонстрируем) Работая над проектом, мы убедились, что проблема выработки электроэнергии, без сжигания полезных ископаемых и, соответственно, без вреда экологии, вполне решаема. |
Продолжение здесь